Как бы мы, родители, хотели, чтобы дети ходили в детский сад с радостью. Возможно ли это? Да. Но то, как сложатся отношения ребенка с новым пространством и его правилами, зависит от многих вещей: возраста, индивидуальных особенностей ребенка, поведения взрослых, условий в группе... С поступлением в детский сад у малыша начинается самостоятельная жизнь, и задача родителей – подготовить его к ней.
Прежде всего, необходимо настроить ребенка на позитивный лад: "Садик – это интересное место, туда ходят такие же ребята, как ты". Необходимо давать реалистичные представления о жизни в саду, делая акценты на привлекательных для ребенка моментах: "Там много игрушек, можно рисовать и строить башни". Взрослым важно сдерживать свое волнение и тревогу. Как в представлениях ребенка садик может стать "безопасным", если мама беспокоится? Уместно проигрывать с ребенком различные кукольные ситуации на тему садика, так многое станет ему ясным, а, следовательно, и бесстрашным. Эту же технику можно использовать, чтобы понять, что происходит за стенами группы, когда ребенок уже пошел в сад.
Было бы большой ошибкой объяснять ребенку, что "садик – это его работа". Такая установка изменяет само представление ребенка о себе как о ребенке и беззаботном периоде детства, в котором он живет. Получается, нет времени на игры, забавы и озорство – все очень серьезно, потому что ребенок считает себя взрослым и соответственно требует от других подобного отношения к себе. Со взрослыми он будет общаться на равных, поэтому, возможно, будет позволять себе делать резкие высказывания в их адрес, а отношение к сверстникам может стать высокомерным. Не во всех, но во многих случаях могут возникнуть серьезные проблемы межличностного и внутриличностного характера. И к тому же нужна ли такая работа, за которую не платят деньги? Было бы правильным уже в младшем возрасте давать детям верные представления о том, что люди за свой труд всегда должны получать материальное вознаграждение. Поэтому, отвечая на вопрос ребенка "Почему я хожу в садик?", лучше сказать: "Понимаешь, ты уже большой, а для больших детей существует ПРАВИЛО: они должны ходить в детский сад (играть, заниматься, развлекаться), а их родители – на работу (делать взрослые дела и зарабатывать деньги)".
В период первых дней посещения детского сада (и на второй, и на третий год после летних каникул) буквально все должно быть проникнуто позитивом. Хорошее настроение – с самого утра! Ребенок должен быть выспавшимся. Если существует проблема самостоятельного одевания, решение ее откладываем на потом, помогаем ребенку одеться дома и раздеться в садике, положительный настрой дороже. Обязательно накануне вечером или уже утром выбираем предмет любви, который будет напоминать о доме. Выйдя из дома, конечно же, Вам предстоит решить: вести малыша за руку, нести на руках или везти в коляске. Но стоит задуматься, что самостоятельность ребенка формируется как раз из таких мелочей.
Нужно заранее приучать кроху ходить вместе за руку в одном направлении. Например, каждый день, выходя на прогулку, Вы выбираете, куда пойдете, и четко следуете маршруту. Один из удачных приемов – дробление маршрута на части. Например: "Пойдем, посмотрим голубей!", "А там дядя машину чинит, хочешь взглянуть?" – и все дальше и ближе к заветной цели. Также и в сад можно ходить за совершенно разными вещами: "Пойдем, угостим ребят печеньем!", "А у тебя сюрприз в шкафчике!" Ведь это гораздо лучше, чем: "Давай скорей, мы опаздываем!". Смягчить момент расставания в раздевалке помогут Ваше терпение и маленькие позитивные ритуалы (съесть конфету или прилепить наклейку в альбом). Но главное не затягивайте, ведь ребенок каждый раз надеется, что Вы его не оставите. И, действительно, не стоит этого делать. Один раз уступите, и ребенок поймет, что может Вами манипулировать.
03.05.2009
Евгения Ковалева
Паутова Татьяна Николаевна
Северное солнышко.