Значимость школы как социального института все больше и больше возрастает. Постепенно она становится единственным обязательным для всех образовательным учреждением. Обязанностями родителей дошкольников являются формирование интереса ребенка к школе и его подготовка к поступлению в первый класс. Немаловажное значение при этом имеет развитие речевых возможностей и навыков чтения.
В пору нашего детства немногие дети поступали в первый класс с навыком беглого чтения. Сейчас же во многих школах не принимают шестилеток, не умеющих читать, предлагают годик подождать и основательно подготовиться. Кроме того, сегодня трехлетний малыш, не знающий ни одной буквы, подозревается в отставании в развитии. Когда же, зачем и как нужно учить малышей читать?
Начинать знакомство со звуками и буквами можно в игровой форме уже с 3 – 4 лет. Если малыш к этому возрасту начал вас сам спрашивать: "А что это за значок?", "А как он читается?", "А какие еще бывают буквы?" и т. д., можете без всяких сомнений начинать играть в звуки и буквы.
Оптимальный возраст для начала обучения чтению – 5 лет. Если ваш ребенок к этому возрасту может сидеть спокойно в течение 15-20 минут, хорошо различает "право" и "лево" и не имеет серьезных логопедических проблем, попробуйте приступать к знакомству со слогами и чтению слов.
Что такое буква? Это картинка, значок, которым записывается звук. Например, звук [а] записывается буквой "а", а звук [к] записывается буквой "ка". Что такое звук? Это то, что мы слышим ушами. Звуки делятся на гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие. Обращайтесь к ребенку правильно: "напиши (прочитай) букву", "скажи (послушай) звук".
Ни в коем случае не заучивайте с дошкольником алфавит! Поначалу показывая малышу букву, произносите не ее официальное название ("эс", "эм", "ка"), а звук, который она обозначает ([с], [м], [к]). Иначе потом вместо [мама] малыш будет читать [эмаэма], а вместо "эскимо" будет писать "скимо".
Перед знакомством с каждым звуком, можно читать ребенку специальные стихи, выделяя новый звук голосом. Например, тексты стихотворных азбук Е. Л. Благининой "Научусь-ка я читать" или С. Я. Маршака "Азбука в стихах и картинках":
Жужжит над
жимолостью жук.
Тяжелый на жуке
кожух.
(Е. Благинина)
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как
долотом.
(С. Я. Маршак)
Для лучшего запоминания визуального образа букв, обозначающих новые звуки, можно вместе с малышом их рисовать, лепить из пластилина или даже настоящего теста, а также находить их на вывесках или в текстах детских книжек.
После знакомства с несколькими звуками и буквами, которыми они записываются, начинайте играть в веселые игры:
Магазин
Взрослый – продавец, а ребенок –
покупатель, который "приходит" в магазин, чтобы выбрать себе что-то из
товаров. За покупку нужно расплатиться первым звуком слова. Например, если ребенок
хочет купить машинку, то он должен сказать [м].
Запретный звук
Взрослый и ребенок договариваются,
что один из звуков является запретным, например, нельзя произносить [з] или [к].
Взрослый показывает ребенку картинки и спрашивает, что на них изображено, а ребенок
старается ответить, не называя запретный звук. Пусть на первом этапе запретный звук
будет находиться в начале слова, а потом в конце. Например:
Кто ползает и шипит? (Змея)
Кто мурлыкает и все время умывается? (Кот)
Кто пятится назад? (Рак)
Игрушки заблудились
Взрослый говорит, что игрушки
потерялись в комнате, а ребенок должен их позвать, потянув ударный звук – самый
"громкий" звук в слове: "Ми-и-ишка!", "Маши-и-инка!",
"Сло-о-он!". В эту игру полезно играть, когда игрушки действительно
разбросаны, и нужно навести порядок.
Волшебные превращения
Взрослый задает начальное
слово, а ребенок подбирает к нему рифму, заменяя первый звук (шишка – мишка,
ночка – кочка, шар – пар). Дети любят рифмы, и ничего страшного в том,
если поначалу ваш малыш будет подбирать несуществующие слова, главное, чтобы он
заменял один звук на другой и совершал волшебные превращения.
Кроме этих игр, можно вместе с малышом определять первый и последний звук в слове, подбирать слова, начинающиеся на определенный звук, выстраивать звуковые цепочки (СлоН – НогА – АнанаС) и т. д. Полезно также считать количество звуков в простых словах (кот, дом, лиса, сова) и называть их по порядку.
Слияние букв в слоги – непростое задание для ребенка. Прежде чем читать слоги на бумаге, он должен научиться читать их "в уме". А для этого он должен понять смысл просьбы "произнеси эти два звука слитно". Слитно – это значит на одном дыхании. Как в пении – набираем побольше воздуха и поем. Главное, между звуками не останавливаться и новый воздух не вдыхать.
Поначалу лучше осваиваются слоги вида "согласная + гласная", они называются прямыми (например, "ба", "во", "гу"). На первом этапе лучше подбирать слоги только с гласными "а", "о", "у", "ы", "э", а потом уже с "и", "е", "ё", "я", "ю".
Буквы тоже ходят в гости
Чтобы малыш понял, как
получается слог, можно нарисовать два домика и тропинку между ними, в домиках поселить
буквы и предложить ребенку проводить одну букву в гости к другой.
Поселим для начала буквы "б" и "а". Пока согласный звук [б] идет потропинке, будем его тянуть, а когдадойдет, сразу позовем гласный звук [а]. Получится слог "ба". Потом нарисуемеще один домик, и поселим в нем букву "в". Теперь она сходит в гости к букве "а". Получится слог "ва".
Вот так в игровой форме можно поэкспериментировать и с другими согласными звуками. Когда этот этап будет пройден, стоит перейти и кслогам с гласными "о", "у", "ы", "э". Когда малыш будет уверенно читать такие слоги, попробуйте подключить трудные гласные "и", "е", "ё", "я", "ю".
Вверх по ступенькам
Для закрепления навыка слияния
букв в слоги можно нарисовать ступеньки и на каждой поставить по гласной. А разные
согласные будут по очереди подниматься.
Магазин
Игру в магазин можно усложнить. Для этого
надо изготовить карточки со слогами. Они будут своеобразными деньгами. Теперь если
ребенок захочет купить машинку, он должен расплатиться карточкой со слогом
"ма".
Кроме этих игр, можно отыскивать заданные слоги в текстах
детских книжек, составлять их из магнитных или самодельных букв или печатать на
компьютере.
Слоги вида "гласная + согласная" называются обратными (например, "аб", "ов", "уг"). Дети очень часто, особенно на первых порах, читают такие слоги наоборот: не слева направо, а справа налево. Каждый раз мягко поправляйте ребенка, читайте с ним "в уме". Можно снова поиграть в домики, но теперь буквы будут ходить в гости друг другу по очереди. Например, сначала "м" к "а", а потом – "а" к "м".
Слоговое дерево
Нарисуйте дерево, на стволе
которого в дупле будет жить согласный звук, а на ветках справа и слева –
висеть по три одинаковых гласных. Пусть малыш прочитает все прямые и обратные слоги,
которые развешены на дереве.
На первых порах многие дети, читая слоги, сначала произносят отдельные звуки, а затем сам слог. Когда малыш научится называть слог сразу, можно переходить к чтению простых слов: "кот", "дом", "пар" и т. д.
Бросаемся слогами
Можно составлять слова самим,
используя мяч. Взрослый, бросая малышу мяч, называет какой-нибудь слог, а ребенок
должен поймать мяч, добавив к слогу один звук так, чтобы получилось слово.
Для того чтобы малыш научился превращать слоги в слова, помогите ему. Договоритесь с ребенком, что первый слог читать будете вы, а второй – он сам. Он же будет отгадывать, какие слова будут получаться.
Предлагаемые упражнения и игры можно варьировать в зависимости от ваших возможностей и фантазии. Не бойтесь импровизировать – это сделает ваши занятия с ребенком более интересными и полезными. Не прекращайте сами читать малышу книжки. Читая произведение, остановитесь на самом интересном месте и попросите ребенка прочитать следующее слово, сославшись на усталость.
Хвалите ребенка даже за минимальные успехи, хотя бы за то, что он просто старается выполнить ваши задания!
03.05.2009
Вихрова Надежда Сергеевна
Северное солнышко.